Поиск по этому блогу

вторник, 12 января 2021 г.

 

Как предупредить интернет-зависимость у детей

    Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни. К тому же, во время пандемии и дистанционного обучения количество времени, которое дети проводят с гаджетами, возросло и у родителей появляется тревога: а не возникнет ли интернет-зависимость у детей? Ведь и без этого трудно представить школьника, не заинтересованного виртуальным миром.
    Как определить, есть ли у ребенка интернет-зависимость? Во-первых, нужно понимать, что для любого современного школьника периодическое пребывание в интернете ради собственного удовольствия - вполне нормальное явление.
    Во-вторых, есть разница между школьниками, которым нравится бывать в виртуальном мире и теми, кто только там и хочет быть.

Признаки интернет-зависимости у ребенка

    У ребенка появляется сильное влечение, тяга к пребыванию в интернете. Эта деятельность воспринимается как самая приятная, там хорошо. В виртуальном мире становится лучше, чем в реальном. Школьник ощущает, что он отдыхает именно там, а не в реальности. Ребенок пребывает в интернете ежедневно, стремиться все чаще и дольше оставаться в интернет-пространствах. Нарастает количество видов деятельности в интернете - все больше игр или чатов, посещаемых сайтов и т.д. Если ребенок не посещает привычные виртуальные места, то ему становится скучно, нарастает раздражение, агрессивность, тоска, безнадежность. Ребенок начинает лгать, чтобы скрыть истинные масштабы своего пристрастия. Теряется способность к управлению своим временем в сети. Нарастают проблемы и трудности, связанные с времяпрепровождением в интернете: конфликты с родителями или учителями, учебные трудности, утомление. В то же время, школьник готов воспринимать возможность попасть в виртуальный мир как награду.

Какие причины провоцируют интернет-зависимость?

    Любая зависимость формируется там, где есть нереализованная потребность, а значит, и эмоциональное неблагополучие. Поэтому в группу риска попадают те школьники, которые лишены чего-то, что является нормативным для их возраста.
Причина № 1 - Неблагополучная семья. Это дети и подростки, которые воспитываются в психологически- и социально-неблагополучных семьях. В семьях, где нет чувств безопасности и поддержки, нет позитивных моделей взросления. Дети воспитываются в созависимых отношениях. В таких семьях реализуется родительское послание "не мешай", "тише", "будь незаметным" и т.д.
Причина № 2 - Проблемы в общении со сверстниками и учебе. У ребенка не реализуется ведущая деятельность - общение со сверстниками - его отвергают или игнорируют в коллективе ровесников. Такие дети субъективно неуспешны в школе, причем не обязательно неуспевающие.
Причина № 3 - Психологические трудности. К таким трудностям относится низкая самооценка ( не хватает чувства успеха и симпатии к себе). У ребенка есть запрет на выражение тех или иных эмоций, например, агрессии. Стараясь уйти от актуальных острых проблем, подростки попадают в интернет-зависимость, в особенности если в их жизни часты стрессы и конфликты.
Причина № 4 - Окружение ребенка. Если ребенок постоянно наблюдает за погруженными в интернет-пространство родителями, братьями, сестрами, сверстниками, а иногда и педагогами, интернет-зависимость может сформироваться у него через научение.

Негативные последствия интернет-зависимости для психического здоровья школьников

    Любая зависимость деформирует личность, происходит сдвиг мотивов на цель. Если первоначальными целями ребенка при общении с гаджетами были - немного передохнуть, узнать что-то новое, посмотреть что-то забавное, то у зависимого подростка формируется иная цель - пребывать в интернет-пространстве. Теряется мотивация: меньше интересов и активных стремлений. Нарастает раздражительность и возбудимость. Появляются проблемы в общении со сверстниками и родителями. Меняется речь: появляется слэнг, упрощение, нецензурная брань. Нарушается сон, не хватает времени на отдых. 

Как предотвратить интернет-зависимость?

Рекомендации для родителей

Если у ребенка появилась интернет-зависимость, это сигнал о его личностном неблагополучии. Чтобы избавить ребенка от зависимости, необходимо работать над отношениями, теплом дома, эмоциональным благополучием ребенка, насыщенностью жизни и последовательностью своего поведения.

Как управлять экранным временем ребенка?

1. Отслеживайте признаки зависимости. Если замечаете первые признаки зависимости, начинайте действовать. Обращайтесь за помощью к психологу в школе или Центре. Проблему легче устранить на начальной стадии.
2. Ведите себя последовательно. Первым делом начните управлять своим экранным временем. Сами без острой необходимости не входите в сеть. Совершайте прогулки, играйте в настольные игры, общайтесь с семьей.
3. Проанализируйте условия жизни ребенка. Ответьте себе на вопрос, чувствует ли ребенок себя счастливым дома, в школе и может ли он быть собой в реальной жизни? Можно ли ему выражать эмоции, проявлять интересы, не соглашаться, добиваться своего, общаться с теми, кто ему нравится. Безопасно ли ему рядом с вами?
4. Насыщайте жизнь семьи и ребенка событиями. Расширяйте количество событий, радости и впечатлений в жизни ребенка. В реальной жизни должно быть интересно и разнообразно.
5. Предъявляйте требования. Имейте твердые и реалистичные требования к виртуальной активности ребенка. Сформулируйте, что и при каких условиях можно. Не пытайтесь рубить с плеча и мгновенно и радикально ограничивать пребывание ребенка в сети. Действуйте последовательно и постепенно.

Как отвлечь ребенка от гаджетов?

1. Следите за тем, как вы общаетесь с ребенком. Обратите внимание на тон и содержание своего общения с ребенком. Возможно, оно носит слишком критический или избыточно опекающий характер. Старайтесь корректировать тон в сторону большей теплоты и поддержки, расширяйте круг обсуждаемых тем, будьте рядом с ребенком.
2. Минимизируйте конфликты с ребенком. Когда вы выражаете негативное отношение к виртуальной активности, то не говорите негативно о ребенке. Вам не нравится то, чем он занимается, а не то, какой он. Говорите четко и ясно, что вы не разрешаете делать, а что делать можно и нужно.
3. Следите за правильным режимом своей и детской жизни. Находите другие занятия для ребенка помимо гаджетов. Дайте возможность двигаться, шуметь, творить. Всегда предлагайте приятные альтернативы пребыванию в интернете.
4. Хвалите, поощряйте, подбадривайте ребенка. Ребенок должен знать, что вы его любите, вам с ним приятно, интересно, вы готовы с ним общаться, что-то делать вместе, принимаете его как отдельную личность, уважаете и признаете его чувства.
5. Привлекайте ребенка к новым видам деятельности. Ищите и развивайте интересы ребенка. Какими бы наивными или бесполезными ни казались вам его спонтанные интересы, помимо гаджетов, позволяйте ему этим заниматься. Способности и интересы развиваются в деятельности. Давайте возможность ребенку пробовать себя в новом. Вспомните, чем он увлекался в прошлые периоды детства, подумайте, возможно эти хобби можно возобновить.

Автор рекомендаций А. Фокина (Справочник педагога-психолога. Школа. № 1, 2021 год)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.