Семья на самоизоляции:
как договориться с маленькими детьми
Рекомендации для родителей
В связи с тем, что в период самоизоляции зачастую вся семья оказывается дома, возникают определенные трудности в семьях, где есть маленькие дети. Переход к такому образу жизни, часто неструктурированному и хаотичному, произошел внезапно. Родители, работающие из дома дистанционно, должны совмещать и рабочие обязанности и семейные. Дети же не имеют достаточно навыков в самоорганизации и самостоятельности, требуют постоянного внимания со стороны родителей. К тому же они лишены привычной двигательной активности. Вся семья страдает от ограничения контактов с внешним миром.
В такой ситуации очень важно организовать жизнь маленьких детей в рамках определенной структуры. Структура дает ощущение устойчивости, способности управлять собственной жизнью, удовлетворяет потребность в безопасности и включает в себя следующие компоненты:
Режим дня (для малышей - в картинках, с указанием времени);
Распределение обязанностей в форме договора, с которым согласны все4
Разумные ограничения и правила (не больше трех-пяти самых важных);
Организация рабочих и игровых мест в пространстве, обеспечивающая хотя бы минимальную автономию каждого члена семьи;
Семейные ритуалы (начало дня, совместный обед, чаепитие, доверительный разговор, сказка перед сном и т.п.).
Не менее важна и эмоциональная вовлеченность, то есть опыт конструктивного общения, укрепляющего эмоциональный контакт между членами семьи. Эмоциональная вовлеченность помогает осознавать собственную значимость и удовлетворяет потребность в принадлежности. Чтобы создать атмосферу эмоциональной близости, можно воспользоваться такими способами:
Создание или поддержка ситуаций общения, пронизанных положительными эмоциями: разнообразные игры, чтение книг, совместное сочинение историй/рисование/просмотр фильмов/мультфильмов, танцевальные или физкультминутки.
Использование эмоционально-насыщенных ситуаций как поводов для понимающего разговора о переживаниях и чувствах с совместным поиском конструктивного решения проблемы. Примеры из собственной жизни. Эмоциональная поддержка.
Занятия, наполненные сенсорными ощущениями и оказывающие успокаивающий эффект: игры с водой/ кинетическим песком/ крупами, лепка из глины/ пластилина/ теста. Рисование, в том числе акварелью по мокрой бумаге.
Совместные игры, удовлетворяющие потребность детей и взрослых в движении, тактильном контакте, сенсорных ощущениях: "Куча мала", раскачивание в гамаке из покрывала и др.
Важным компонентом, позволяющим стабилизировать эмоциональное состояние всех членов семьи, является забота о себе и других. Проявление заботы помогает удовлетворить потребность в любви и развивает умение любить других.
Забота о себе включает в себя двигательную активность, достаточное время для сна, место для занятий, которые приносят удовольствие, баланс нагрузки и отдыха.
Забота о других - это выполнение своих домашних обязанностей, совместное приготовление еды, соблюдение режима тишины-громкости, отклик на просьбы о помощи. Это забота о младших братьях и сестрах или пожилых бабушках и дедушках. Забота о домашних питомцах и растениях. Забота о своих игрушках. Выражение благодарности. Он-лайн общение с друзьями, родственниками, коллегами.
Наконец, преодолеть любые трудности помогает вера в собственные силы. Преодоление трудностей удовлетворяет потребность в развитии собственной компетентности и жизнестойкости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.